- Жертва
- приношение Богу в знак благодарности или как просьба о помощи. Жертва существовала у всех народов. Она свидетельство ничтожества человека и его зависимости от воли Высшего Существа. С другой стороны, она просто один из способов молитвенного отношения к Богу, одно из внешних проявлений внутренней связи человека с Богом. Высокое значение жертвы раскрыто и выдержано в Библии. Языческие же жертвы часто не лишены чувственного характера и даже кровожадности. Так, языческим богам Ваалу и Астарте приносилась в жертву девическая честь, для чего существовала особая каста "священных блудников и блудниц". У многих языческих народов существовали человеческие жертвоприношения: родители приносили в Ж. своих детей, владыки рабов и т. д. В Библии имеются два указания на человеческие жертвы: принесение Авраамом своего сына Исаака и Иеффаем дочери. Однако первая жертва является лишь испытанием Богом твердости веры Авраама, а вторая рассказана столь неопределенно, что ее можно толковать различно. Вернее всего думать, что дочь Иеффая была посвящена при скинии на служение Богу (Суд. 11, 30 - 40). Не надо забывать, что первые люди не знали человеческих жертв и что затем при Моисее был строго разработан обряд жертвоприношений, в который не входят человеческие жертвы. Первые жертвы, о которых упоминается в Б., были Каина (от земных плодов) и Авеля (от стад). Моисей распределил жертвы на 5 родов, и правила о них изложены в книге Левит: 1) Ж; всесожжения, 2) Ж. о грехе, 3) Ж. повинности, 4) Ж. мира в знак благодарности Богу и 5) Ж. бескровная. Затем во времена пророков понятие о жертве расширилось и углубилось. Смысл жертвы усматривался не в приношении на алтарь жертвенный животных и плодов земных, а в принесении Богу Ж. от чистого сердца. Наконец, ветхозаветную Ж. следует рассматривать, как прообраз великой Ж. Богочеловека, принесенной Им в искупление грехов всего мира.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.